воскресенье, 31 августа 2008 г.

Заметки по поводу

Уже привычным стало, что в суженном поле сознания и словесного выражения современных людей, особенно так называемых "успешных", просиходит подмена понятий. Так, любое сильное выражение эмоций (пусть даже во вполне литературной форме, особенно женщинами, принято называть "истерикой". Причём, конечно, в силу недостаточного владения языком как инструментом описания окружающей реальности, слова-паронимы фатально смешиваются - граждане не различают "истерику" и "истерию". Однако то, то, что они называют истерикой, может быть выражением таких эмоций как гнев, возмущение, негодование и т.п. Но эти слова, похоже, выходят из обихода.

Между тем, внимательное прочтение коментариев в журнале у Носика или в сообществе ru_news показывает, что люди говорят хоть и напряжённо, но в целом в довольно спокойном тоне, аргументированно объясняя своё нежелание видеть вторжение рекламного баннера в ЛИЧНОЕ пространство своего дневника. Однако они не имеют ничего против присутствия рекламы в пространстве маргинальном. И это опирается на очень давнюю и почтенную традицию, восходящую ещё к рукописным книгам (как западноевропейским, так и русским): в священной книге поле текста считалось неприкосновенным, поскольку буквы как бы структурировали космос, описываемый текстом; а вот маргиналии символизировали своего рода хаос за пределами упорядоченного космоса. Вот поэтому возможны были химеры на полях французских манускриптов, и жанровые сценки на полях древнерусских Евангелий, а также записи вполне светского, даже бытового характера для фиксации каких-то важных событий - семейных или затрагивающих интересы владельца книги и его семьи. Вы скажете - это было давно? Да, нельзя наше восприятие целостности текста на странице возводить напрямую к восприятию средневековыми людьми священных текстов; однако корень, как мне представляется, лежит именно там.

Конечно, разумный человек не станет сакрализовать свои тексты. Однако для него они будут зоной приватности, в которую недопустимо стороннее вторжение. И если учесть, что для западного мира прайвеси - почти сакрализованная ценность, и она всё больше внедряется в сознание людей в России, то такое вторжение чуждой воли в квази-сакральное частное пространство текста, произведённого пользователем, воспринимается болезненно, так как подсознательно ловится как сигнал о смешении структурированного пространства и маргинального хаоса.

С удивлением узнала, что и среди моих френдов есть люди, которые считают возмущающихся пользователей банальными истериками, по-совковому любящими халяву (замечу, что любовь к халяве - это вообще-то не чисто советская черта, люди любят её повсеместно, но у нас принято все беды нашей страны объяснять совком). А мне вот представляется, что куда больше совка как раз во владельцах СУПа, дающих нам понять, что плевать они хотели на пользователей, и что они не считают свой бизнес клиентоориентированным. Нам внятно намекают, что нас тут держат как бы из милости, поэтому мы должны терпеть любые фантазии хозяев ресурса.

Но, господамы, давайте подумаем. Да, СУП предоставляет нам площадку для наших писаний. Но если этих самых писаний не будет, то где они будут ставить рекламу? Мы НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ! А стало быть, нужна не конфронтация, не силовой нажим, а диалог. И с бесплатными блогами тоже не всё просто - от них может быть вполне конкретная коммерческая польза. Если человек пишет интересно, то к нему стекаются читатели, а они, в свою очередь, могут пойти по ссылкам в другие журналы (и где-то, глядишь, кликнуть заинтересовавшую их ссылку), а после могут и свой журнал завести - и вполне возможно, что платный или улучшенный. Так что считать владельцев базовых паразитами было бы карйне недальновидно.

Есть же опыт других людей, занимающихся аналогичным бизнесом! Зачем изобретать какой-то корявый велосипед в тёмном сарае, старательно и усердно топчась по одним и тем же граблям? Все мыслимые ошибки, которые в этом деле можно было совершить, СУПовцы совершили.

Ну, во-первых, они так топорно попытались навязать пользователям переход на платные аккаунты, что добились прямо-таки обратного результата. Это же элементарнейше: НИКТО НЕ ЛЮБИТ, когда ему ЧТО-ТО НАВЯЗЫВАЮТ! А уж если навязывают БЕСЦЕРЕМОННО, то тем более не любит.

Во-вторых, навязанная реклама соврешенно неприемлема с точки зрения ЧИСТО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ. Именно эстетическое отторжение первым заставляет искать путей избавления от "подарка".

В-третьих, хозяева ресурса, конечно, вправе менять внешний облик рекламы по соглашению, однако есть всё же какие-то ЭТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ. Навязанные нам рекламные баннеры не только эстетически ущербны, но и неприемлемы этически. Немыслимо видеть рекламу какого-то фильма под постом о самоубийстве юной девушки. Ещё ужасней для пользователя видеть баннер в своём подзамочном посте - сразу возникает ощущение незащищённости, уязвимости информационного пространства, которое ты делаешь сугубо частным (да, я понимаю, что защищённость в ЖЖ - в изрядной степени симулякр, но всё-таки некое чувство приватности, отгороженности от прочего виртуального мира бывает необходимо).

В четвёртых, пользователям не оставили НИКАКОГО ВЫБОРА. Не было тестовых испытаний, обратная связь была затруднена, так как июль (оповещение пришло в июле) - месяц отпусков, когда многие люди в отъезде, на дачах, да просто гораздо меньше времени уделяют компьютеру.

А между тем - ещё раз подчеркну - пользователи с улучшенными аккаунтами как раз не против рекламы. Иначе нелогично было бы такие аккаунты себе заводить. Более того, некоторые (и я среди них) считают, что грамотно размещённая, эстетичная реклама могла бы органично вписаться в дизайн блога. Когда я заводила блог, в анкете меня спросили о моих интересах - "для того, чтобы размешать у вас рекламу, близкую к ним". Предлагалось три варианта расположения рекламных баннеров - достаточно интеллиегнтного вида. Что ж, когда ко мне по-хорошему, с уважением - я всегда рада пойти навстречу. И не только я - это глубинное свойство человеческой психологии, которое всегда учитывают ХОРОШИЕ торговцы.

Действительно, как поступает в подбных случаях Гугл? Замечу, что Гугл первоначально ориентировался на страны, где уровень жизни повыше нашего. Однако же на Блоггере никто не обзывает "бесплатных" пользователей "нищебродами" и "халявщиками". Есть азы психологии торговли. Один "аз" когда-то сформулировала наша бизнес-мама в "Мэри Кэй": "Никогда не относитесь высокомерно к небогатым клиенткам. Сегодня она бедная, завтра - нашла себе оплачиваемую работу, удачно вышла замуж, выиграла в лотерею, получила наследство - мало ли. Деньги у неё могут появиться, а вот пренебрежительного к себе отношения она вам не простит никогда". Бог весть почему человек заводит бесплатный аккаунт без рекламы. Может, посто хочет попробовать. А через некотрое время войдёт во вкус и решит, что можно и рекламу разместить, потому что на ней ещё и заработать предлагают.

Второй важнейший "аз" успешных продаж - если хочешь продать свой товар или услугу, "продай" клиенту сначала ВЫГОДУ от владения товаром или получения услуги. И как поступает Гугл? На главной странице блога он вкрадчиво предлагает: "ЗАРАБОТАЙ на рекламе - поставь себе "Адсенс"!" Вот так - пользователям "продают" выгоду - "заработай"! Конечно, это крохотные копеечки. Но, тем не менее, человеку приятно: с ним считаются, его - кхм - в долю берут. Однако для кого-то это может сать стимулом раскручивать свой блог, что обернётся выгодой и для рекламодателей, чья реклама будет висеть в посещаемом дневнике. И при этом никто на тебя не давит - не хочешь, не ставь, дело хоязйское.

И ещё: в Блоггере большое внимание уделяется обратной связи. Вот, например, после прочтения любой статьи в "ФАКах" находим вопрос: "Была ли эта статья для вас полезна?" и опции "да" и "нет". Если хочешь объяснить, почему "да" или почему "нет" - тут же открыто окошечко, можешь написать. Таким образом, как бы на самом деле цинически ко мне ни относились владельцы ресурса, как бы ни считали меня всего лишь средством для зарабатывания своих денег, они никоим образом не дадут мне это понять. Напротив, стараются создать у меня ощущение, что моё мнение им нужно и важно. И при этом они явно что-то полезное из писем своих пользователей извлекают, так как ресурс непрерывно развивается, и как только можно будет, не теряя связи с моими френдами здесь, настроить всё оптимальным образом там, я перейду туда окончательно.

Вот вам плоды грамотной работы с клиентом, с пользователем. И всё это давным-давно пройдено - неужто наши горе-бизнесмены таким простым вещам неспособны научиться?

А что касается клеймления протестующих как халявщиков... Господамы "успешные", вам ваш "успех", ваше благополучие так затуманили мозги, что вы просто в принципе неспособны представить, что обстоятельства жизни у людей бывают ВСЯКИЕ? Вас жареный петух давно не клевал? Или клевал, но без пользы для расширения вашего сознания? Люди по разным причинам влетают в жизненные ухабы и с разной скоростью выбираются из них, птому что ВСЕ РАЗНЫЕ. Люди могут просто НЕ ХОТЕТЬ делать то, что их пытаются заставить сделать, и это вполне уважительная причина. У людей - поверьте - может быть множество оснований НЕ ПЕРЕХОДИТЬ на ПЛАТНЫЙ аккаунт, и основания эти не имеют никакого отношения к жажде дармовщины или к скупости. И в любом случае, указывать им, что делать в том или другом случае - явно за пределами вашей компетенции. Мне, например, неприятно читать такие вещи в адрес людей вполне разумных и далеко не любителей халявы, к коим я отношу и себя. И причины, по которым я последние два месяца всё колебалась и не решалась перейти на платный аккаунт, к денежному вопросу имеет отношение косвенное. Заплатить-то могу, но по причинам, которые оглашать не хочу (особо любопытным могу сообщить в ЛС), делать этого не стану.

И ничего-то СУП не добился. А только укрепил решимость многих пользователей и дальше дрейфовать к другим берегам.

***

Комментариев нет: