Тут на днях подумала: вот интересно, есть ли у камарада limonka1 романсы в исполнении Надежды Андреевны Обуховой, гранд-дамы старинного романса в Советской России? И вдруг - вы не поверите, как я не поверила себе - на следующий день я нахожу у него ссылку на пластинку Обуховой! Пожалуйста, скачивайте!
http://limonka1.livejournal.com/145427.html .
Ну, а тем, кто не знает, кто такая Надежда Андреевна Обухова, придётся сказать о ней несколько слов и дать ссылку на небольшой биографический очерк.
У нас дома до сих пор есть пластинка, где Обухова рассказывает свою биографию. Очень спокойно, среди прочего, она упоминает, что одним из её прадедов был Евгений Баратынский (и исполняет элегию на его стихи - "Не искушай меня без нУжды"). Да, она была дворянского рода, и эта "породистость", привкус чего-то "не нашего" всегда чувствовались в её исполнении, чего бы она ни пела.
Это было редкостной красоты меццо-сопрано, богатейшего тембра, причём, как утверждают те, кто слышал Надежду Андреевну в живом концерте, гораздо более "тёмного", чем передаёт запись. Техническое несовершенство записывающей аппаратуры первой половины XX века в значительной степени "съедало" низы при записи, как объяснил мне один знакомый физик старшего поколения.
На склоне дней, на отдыхе, который Обухова устраивала себе обычно в Феодосии, она занялась мемуарами. Но успела рассказать лишь о детстве и юности.
Итак, Надежда Андреевна Обухова родилась 6 марта (по новому стилю) 1886 года в старинной дворянской семье в одном из особняков в районе московской Пречистенки. Отец ее был крупным военным, а прадед – разжалованным в солдаты офицером. Впрочем, он при сем был еще и поэт, и поэт замечательный – а именно Евгений Баратынский.
Обухова рано лишилась матери. Ее унесла чахотка, и отец будущей певицы остался с тремя детьми на руках: Аней и Надей и сыном Юрием. Заниматься их воспитанием он не мог и передал детей их деду по матери Адриану Семеновичу Мазураки. У того было большое имение в Тамбовской губернии, с комфортабельным обширным домом. Не менее важным для будущих двух певиц (Аня тоже со временем стала певицей, имела альт) была чрезвычайная приверженность Мазураки музыке. Он был, говоря тогдашним языком, выдающийся общественный деятель на ниве музыки, на свои средства основал Филармонию в Воронеже. Культ музыки царил в его доме. Дед музицировал сам и приучал к пению и игре на фортепьяно своих внуков. А. С. Мазураки стал их первым педагогом. Впрочем, только младшая Надя, заводила всех детских игр и шалостей, одна знала тогда свое будущее: она станет оперной певицей!
А для этого, считала она, самое главное – уметь… ПАДАТЬ. Днем дети запирались в обширной зале дома. Здесь стоял концертный рояль и призывно блестел вощеный паркет. Все трое принимались старательно падать. Судьба их хранила: от этого хлопанья об пол ничего в детях не сломалось и не встряхнулось. Удивительно, но Надежда Андреевна с этими своими хлопаньями об пол как в воду глядела! В 44 года ей пришлось петь Кармен. В последнем акте она, пронзенная кинжалом Хозе, падала (будучи, между прочим, еще и на каблуках!) и скатывалась по ступеням лестницы…
Очерк Валерия Бондаренко читается с интересом, хотя написан в слегка вольной манере, каковую, боюсь, сама царственная прима вряд ли одобрила бы. И всё-таки зря он так отозвался о первом педагоге Обуховой, Евгении Липман, обругав её "профессиональной халтурщицей": ошибки в определении тембра и регистра голоса ученика у вокалистов случаются, иногда бывают даже роковыми, но не всегда это результат халтуры.
Дополню ещё написанное Валерием Бондаренко: да, великая певица старательно скрывала от публики свою частную жизнь. Бондаренко пишет, что неизвестно, какова была судьба мужа певицы. А вот в перестроечные годы по ТВ была передача о Надежде Андреевне, о которой много и интересно рассказывала её двоюродная сестра, Варвара (помните "Забытую мелодию для флейты"? Помните, там в преддверии загробного мира героя Филатова встречают его родители? Так вот мама - это Варвара Обухова). Она, в частности, сказала, что муж Надежды Андреевны был человек "скучный, ужасный зануда", и очень скоро она от него просто ушла. А ещё она объяснила, почему Н.А. не поступила в Мариинский театр. Всё очень просто и никакой тайны нет. Поскольку дядя Обуховой действительно курировал императорские театры, то полагал, что поступление племянницы на первую оперную сцену Империи могут приписать его протекции. А ему этого очень не хотелось. Более того, этого не хотелось и самой Надежде Андреевне. Вот почему она уехала в Москву, чтобы поступить на сцену Большого театра. В старину это называлось щепетильностью.
Для тех, кто не хочет скачивать сразу весь архив, выкладываю на И-фолдер и на Мега-аплоад три романса для ознакомления. К сожалению, пластинка была очень заезженной. Кроме того, это записи второй полвины 40-х гг. или самого начала 50-х. Так что ни о каком стерео тогда ещё не слыхали.
1. "Ночи безумные", дуэт. Музыка А.Спиро, стихи А.Апухтина.
Вот здесь есть хорошая страничка с нотами этого дуэта, причём в разных вариациях.
Вокал: Надежда Андреевна Обухова, Иван Семёнович Козловский. Партия гитары - Александр Михайлович Иванов-Крамской.
или http://www.megaupload.com/ru/?d=HA7NV0LO . 3,58 метров
2. Очень известный, даже запетый романс "Дремлют плакучие ивы". Музыка Б.Б. (так!), на стихи А.Тимофеева. Исп. Н.А.Обухова, партия фортепиано - Матвей Иванович Сахаров.
Обратите внимание, в каком неспешном темпе, на каком широком дыхании Обухова поёт этот романс. Даже Георгий Виноградов пел быстрее. Такая широкая вокализация, требовавшая хороших лёгких, была принята в манере исполнителей в начале ХХ века.
или http://www.megaupload.com/ru/?d=35FU3HFJ .
2,2.метра
3. Малоизвестный романс "Мы вышли в сад". Я знаю его как романс на стихи Татьяны Толстой. Да нет, ну что вы - не Татьяны Никитичны, а Татьяны Львовны, дочери Льва Николаевича. А вот сегодня в "Романтике романса" Казарновская сказала, что стихи принадлежат Александре Львовне, а музыка - Михаилу Львовичу.
Как бы там ни было: поёт Н.А.Обухова, партия фортепиано - М.И.Сахаров, партия виолончели (если мои уши ничего не путают) - Фёдор Лузанов.
или http://www.megaupload.com/ru/?d=KKCEAK02 . 1,93 метра.
Скачивайте, наслаждайтесь. Мне очень жаль, что я не умею оцифровывать пластинки. У нас есть пластинка с записью живого концерта (или даже двух), где, конечно, певица, чувствующая отдачу зала, поёт с невероятным накалом. Я в юности плакала, слушая в том исполнении "Грусть девушки" на стихи Кольцова ("Отчего, скажи, мой любимый серп"). Я и до сих пор плачу, слушая его ("Ах, не птица там летит по небу - то печальный слух об нём носится"). Но и студийные записи прекрасны. В том числе и тем, что Надежда Андреевна пела много редких, ныне забытых вещей.
A Springy Encore Cyber Class
год назад
Комментариев нет:
Отправить комментарий