четверг, 2 октября 2008 г.

Чёрт бы побрал этих сефардов... В этом посте есть некоторый антисемитизм. И красивая песня

Мне одной, что ли мучиться? Нет, сейчас и вам дам послушать, чтоб и к вам прилипло хуже смолы.

В общем, нехорошие люди эти сефарды. Почему? Потому что слишком красиво поют. Песни красоты невозможной. И пристают намертво. Ладно, царь Нимрод во многих обличьях на мне болтается, так ещё и майская роза приклеилась вместе с неким страдальцем! А сейчас уже в двенадцатый раз слушаю песенку про какого-то бойкого орла, который разом обрюхатил сто двадцать дам, за вычетом кухарки (которая отсутствовала, а то бы и ей досталось. И вообще, она не дама.).

А в юности сефардские песни заставляли меня мучиться несказанно. Мало того, что слова нигде не спишешь - Интернета не было, так ещё и страшная мысль сверлила мозг. Вот поют товарищи так красиво, но... э-э... Сефарды - они всё ж, как ни крути, евреи. А от евреев, как известно, всё зло в мире. По крайней мере, так говорил Заратустра папаша Д., который в то время имел на меня огромное влияние. Нет, "ПрОтоколы Сионских мудрецов" он мне не подсовывал - по-моему, их тогда трудно было достать, но рассказывал совершенно ужасные вещи. По его словам выходило, что евреи мужеска полу только и ищут, как бы заползти эдак по-тараканьи под одеяло к русской девушке, сделать ненужное, а потом заставить выйти за себя замуж, чтобы через свою несчастную, пленённую русскую жену разлагать эманациями иудаизма чистый и кроткий русский народ.
- Пока они добиваются женщины, - объяснял папаша Д., - они проявляют бешеный напор. А как добьются своего, женятся, так становятся... Ну, почти импотентами.

Моего юного ума не хватало спросить, откуда папаше Д. это известно, коль он не женщина. Я верила ему и внутренне холодела. Что, если какой-нибудь еврей проявит бешеный напор по отношению ко мне? А вдруг я дрогну? И буду потом навсегда потеряна для нации? Ведь женщина, как известно, наполняется астральными вибрациями своего партнёра. И я неизбежно наполнюсь вибрациями чуждой идеологии и веры. Мне очень нравились две сефардские песни в исполнении Каринны Лисициан, но я боялась их слушать. Вот я сижу, расслабляюсь, млею, теряю душевную бдительность, не осенив себя крестом и молитвой, а ко мне, между тем, из астрала тянутся страшные иудейские щупальца, чтобы присосаться к моей ауре и забирать энергию. А энергопотери чреваты тем, что ко мне, ослабленной, из ниоткуда выскочит какой-нибудь сефард, напористо повлечёт в тёмный угол, и случится страшное.

Однако же сопротивляться бесовской прелести пенья иудейска я не могла. Всегда была преступно слаба. Упрекала себя, тряслась от страха - и слушала. Когда Каринна и Рузанна Лисициан давали концерт в Академгородке и спели на бис еврейскую колыбельную (не помню, была она на идише, на иврите или вообще на ладино), я поддалась извивам капризной мелодии и совершенно сомлела. После концерта душа моя опять рвалась наполы: как же так, армянки поют еврейское! Но чёрт возьми, до чего хорошо поют! И до чего ж красиво это... спетое еврейское...

С папашей Д. наша семья и наши близкие друзья в конце концов поссорились. Не только его антисемитизм бы тому причиной. Однако и это чем дальше, тем более гротескные формы принимало. Мы были объявлены евреями - черепов и носов нам не измеряли, но утверждалось, что о чистоте славянской крови в нашем случае не может быть и речи. Ну, и ладно - зато можно было теперь жить без душевного раздрая. Песни слушать. Открыто и без боязни страшных щупалец в астрале. Боюсь, мало кто может представить, какое облегчение это было!

Вот, например, прелестная сефардская песня про любовь (XVII в.). В четырёх исполнениях. "La rosa enflorece". Роза цветёт, да.

La rosa enflorece en el mez de Mayo,
mi alma s'escurece, sufriendo del amor.

Los bilbilicos cantan sospiran del amor.
Y la pasion me mata, muchigua mi dolor.

Mas presto ven Palomba, mas presto ven a mi
mas presto tu mi alma, que yo me vo morir.

La rosa enflorece en el mez de Mayo,
mi alma s'escurece, sufriendo del amor.

Перевод:

Роза цветёт в мае месяце,
Душа моя отемняется, страдая

Поют соловьи, вздыхают о любви.
И страсть меня убивает, множит мои муки.

Поскорей приходи, голубка, скорей приходи ко мне,
Поскорей, душа моя, ибо вот-вот умру.

Роза цветёт и проч.

1. Мексиканский тенор Артуро Эскорса (Arturo Escorza).

http://www.youtube.com/watch?v=llxFx8uTZRo



2. Ансамбль интернационального состава, поёт в Кейптауне. Вокал - Драгана Евтович (Dragana Jevtovic with Matthew Reid clarinet, Vela Mrdjen cello and Reza Khota guitar. Music in the Gallery - Bellvile, Cape Town South Africa )

К сожалению, записано не до конца. Но мне очень нравится инструментальное сопровождение. Да и вообще, исполнили бережно.

http://www.youtube.com/watch?v=XIM1spMwZ_k



3. А вот сугубо любительсоке исполнение. Девочка подыгрывает себе на кельтской арфе. В информации, сопровождающей запись, она говорит, что не очень довольна своим голосом. При этом видно, как она боится и потому гонит по кочкам со страшной силой. Кто-то в комментариях даже сочувственно посоветовал ей слегка притормозить.

Однако именно такие вот девочки с непрофессиональными голосами, сидя у окна с решёткой или вечерочком в патио, пели, сладостно обмирая, в мечтах о том, как какой-нибудь юный сефард налетит коршуном, проявит бешеный напор - и никакой потом импотенции, прости Боже.

И можно представить, как это звучало "в среде".

http://www.youtube.com/watch?v=YW2UQPSnXck



4. А вот так это поётся на голоса. Хотя и, как я понимаю, уже вне традиции. Трио "Андалео" (Andaleo).
http://www.youtube.com/watch?v=5bC8bw0C9do


***

Комментариев нет: