четверг, 3 июля 2008 г.

Цыганские песни. Романс "Снова слышу голос твой..."

Ладно, коль скоро музыкальные файлы чудесным образом преобразились (завтра мне объяснят природу этого чуда), можно немного добавить музыки.

Не без гордости узнала, что если задать в Гугле поиск "Николай Сличенко, мороз", то первой будет ссылка на меня. Или одной из первых.

Памятуя, что выложенные файлы имеют свойство куда-то пропадать, решила выложить на И-фолдер два архивированных диска: Сони Тимофеевой и Розы Джелакаевой с Петром Деметром. Две выкладки - уже больше одной.

Соня Тимофеева, Цыганские народные песни, (Мелодия 33СМ-03794)
См. http://e-d-k.livejournal.com/196765.html .
1.Кай ёнэ 2.Настенька 3.Нанэ мандэ родо 4. Гэя Куля, 5. Машенька 6.Мэ дарава 7.Драго 8.Сосница 9. Заборо 10.Ручеёк 11.Дживэн, дживэн 12.Кумушка 13.Нанэ бахт 14.Хабарка
Вес - примерно 73,5 метров


Роза Джелакаева, Пётр Деметр. Цыганские народные песни. Индекса "Мелодии" не помню, лезть в шкап и производить раскопки лень. Знаю, что пластинка 1968 г. выпуска.
Сумела восстановить папку благодаря вот этому хорошему человеку: http://musplanet.narod.ru/Gipsy_music.htm (там ещё три песни в исполнении Рады Волшаниновой есть). Сейчас эта пластинка - дискографическая редкость.
1.Мороз 2.Авэн, нашас туса 3.Шатрица 4.Тэрненько, модненько, 5.Сарэ патря, 6.Чинанас 7.О дывэс 8.Зэлэно урдо 9. Кхаморо 10.Бьявитко
Вес - 23,75 метров


Мы ещё разучим по паре песен с каждой пластинки, чтобы желающие могли послушать перед скачиванием большого архива и не покупать кота в мешке. Особенно это важно для тех, у кого нет анлима.

А мы сегодня послушаем романс "Снова слышу", на стихи Афанасия Фета (кто автор прелестного напева - увы, не знаю). Долгое время не верила, что это Фет - уж слишком попсовыми казались слова. Но оказалось - нет, действительно Афанасий Афанасьевич. Да, банально, да попсово (уж Фет-то умел много лучше) - но, если отрешиться от экзотики и вдуматься в слова, то за ними стоит печальная правда и глубина жизненного и эмоционального опыта. Вот аутентичный текст Фета:

Снова слышу голос твой,
Слышу и бледнею;
Расставался, как с душой,
С красотой твоею!

Если б муку эту знал,
Чуял спозаранку, -
Не любил бы, не ласкал
Смуглую цыганку.

Не лелеял бы потом
Этой думы томной
В чистом поле под шатром
Днем и ночью темной.

Что ж напрасно горячить
Кровь в усталых жилах?
Не сумела ты любить,
Я - забыть не в силах.

< 1840-е годы

Как исполнители перевирают слова, вы сейчас услышите.

Для меня в некотором роде эталонным исполнением является исполнение Николая Сличенко:

Возможно потому, что это было первое исполнение, которое я услышала. А может - и правда оно лучшее и самое сильное. Николай Алексеевич ведёт оба голоса, что не всем нравится, но получается, как мне кажется, всё равно превосходно.

Этот романс невозможно петь соло. Он всегда, как выразилась у нас на концерте Валентина Пономарёва, "ансамблёвый". Поэтому, когда я ей прислала записочку спеть "Снова слышу", она отказалась. У меня нет её прекрасного исполнения в составе трио "Ромэн", но есть дуэт с Олегом Пономарёвым (как я понимаю, с сыном) в сопровождении Сергея Эрденко и Вадима Кулицкого - двух других музыкантов из старого состава трио "Лойко".


Кстати, о семействе Эрденко. Надо полагать, что группа "Цыганский талисман" - это трио женской его половины: мама Розалия и дочки Радда и Леонсия. Аккомпанирует им гитарист Сергей Безлепов. Ввиду позднего времени не могу послушать запись громко и не разбираю, поют ли сестрички вдвоём или с мамой. Всегда думала, что всё же втроём, сейчас начала колебаться. Послушаете - скажете мне.


Из старых исполнителей: Роза Джелакаева и Пётр Деметр. На моё ухо, очень хорошее, бережное, классическое, несколько консервативное исполнение с задушевнейшим дуэтом гитар (кто гитаристы, надо будет посмотреть, у мамы осталась пластинка).


Рада и Николай Волшаниновы. Рада, с её неповторимым тембром голоса, всегда, на мой взгляд, вносила слишком много себя в исполняемую песню. Зато уж ни с кем не спутаешь. Несколько мелодраматичное исполнение с потрясающе красивыми и оригинальными партиями голосов и дуэтом скрипки и виолончели (поправьте меня, если я неправа насчёт виолончели), показывающих голосоведение во вступлении.


Все файлы невелики - самый большой весит чуть более 7 метров.

Наслаждайтесь. Кто даст мне ещё ссылки на других исполнителей, тому спасибо - внесу в наш реестр.

UPD: Выложила ещё одну запись. Насколько я понимаю, группа называется "Верные друзья" и обитает в Германии. Поют Александр Гафт (наверное, даже не однофамилец) и Ольга Иохим. Гитара - Александр Барановский.
Образчик неплохого любительского пения - на профессиональное, на моё ухо, не тянут. Дама ведёт второй голос.
http://ifolder.ru/7234061

http://maria-gorynceva.livejournal.com/117900.html

2 комментария:

JestBloK комментирует...

Добрый день.
Касаемо романса "Снова слышу".

Просмотрел фильм, в кино он вышел как "Главный калибр", а на ДВД как "Хроника "Ада" и там звучал этот романс, стал искать слова песни и нашёл у Вас, спасибо огромное!

В фильме его исполняет актёр Алексей Фаддеев

Ссылка на фрагмент фильма с песней на Ютубе: http://www.youtube.com/watch?v=j08odZqeKoU

И ещё раз, спасибо за текст.

Анонимный комментирует...

А я нашла информацию что музыку на стихи Афанасия Фета написал композитор Соколов